Плагины для Winamp

Как обычно — начнём издалека…

По планете победоносно шествует относительно новый формат записи сжатого звука — MPEG-1 Layer 3, известный в народе просто как MP3. Прямо на наших глазах, за последние пару-тройку лет, он настолько распространился и окреп, что стал фактическим стандартом хранения музыки на домашних компьютерах. И вот уже всё больше и больше производителей оборудования спешат, несмотря на нарастающее возмущение звукозаписывающих монстров, погреть руки в лучах его славы. Кто-то штампует всё новые и новые модели MP3-плейеров, кто-то CD-проигрыватели, а кто-то даже агрегаты, совмещённые с цифровым фотоаппаратом и диктофоном.

Такой успех пришёл к этому формату, конечно, не за выдающиеся заслуги в области высокой верности воспроизведения звука, а за компактность файла при вполне терпимом качестве звучания.

Многие утверждают, что звук, записанный в MP3, с потоком порядка 128 кбит/с, почти не отличается от звука с исходного компакт-диска, весьма сомнительного эталона, кстати говоря. По моему скромному мнению, это слишком смелое заявление. Ведь если просто обратить внимание на огромную степень сжатия файла, то не очень верится, что теряемая при таком кодировании информация «лишняя» и не слышимая. Отбрасываемые составляющие звука не выделяются из общей картины ЧАСТЬЮ (не исключаю, что и большей) слушателей, а это, как говорится, две большие разницы. При использовании сжатия с потерей качества теряются такие важнейшие факторы естественности звучания? как локализация в стерео картине музыкальных инструментов, комфортность прослушивания, «воздушность» и чистота звука. Стоит сказать, что в технологии MiniDisc, всеми ругаемой и так и не прижившейся в России (некоторые радиостанции, правда, его используют, но там не до качества), применяется очень похожий алгоритм кодирования. И даже сам компакт-диск обладает очень многими недостатками, приводящими к заметному на более-менее приличной аппаратуре различию между живой музыкой и «цифрой». Да что там говорить — «завёрнутые» фанаты Hi-End часто предпочитают старые граммофонные пластинки только за их «аналоговое» звучание, забивая при этом квартиру дорогущей аппаратурой. Высокие надежды возлагаются ими в этом плане на DVD-Audio с его высокими частотами дискретизации, но пока что доступной для нас всех замены живым концертам, к сожалению, не создано — далёкий от идеала компакт-диск — единственное, чем нам остаётся довольствоваться (есть ещё гораздо более качественный DAT 96 kHz, но это тоже очень дорого, да и готовых фонограмм не существует — не записывать же их самому с микрофона).

Что уж говорить об MP3 — многие аудиофилы, уважающие хороший звук, слышат разницу при смене соединительных кабелей или установке новой вибропоглощающей подставки под проигрыватель компакт-дисков, а не то что десятикратную компрессию сигнала. Поэтому нелепо выглядят попытки сделать из компьютера музыкальный центр, приспосабливая к нему высококачественные колонки — всех своих достоинств они просто не продемонстрируют. Даже CD-ROM как источник звука, мягко выражаясь, — не лучшее решение, не говоря уж о неимоверном электромагнитном фоне внутри компьютера. MP3 — формат компьютерной музыки, идеально подходящий для маленьких переносных плейеров из-за недостаточного пока объёма их памяти и для передачи музыкальных новостей через перегруженный Интернет. Для лёгкого фона, доносящегося из скромных компьютерных динамиков во время работы с Excel, MP3 благодаря небольшим размерам файлов тоже вполне подходит — на «сидюк» влезает с десяток полноценных альбомов — можно хоть целый день просидеть за компьютером, не меняя пластинку (кресло только заменить на унитаз :)).

Не знаю, к счастью, или — нет, но мы с вами всё-таки не такие привередливые, как снобы-«хайэндщики», мы не претендуем на раздельный проигрыватель компакт-дисков Mark Levinson, колонки Dunlavy Audio Labs и усилитель мощности Krell (вот были бы миллионерами…), так что большинство из нас почти удовлетворено звучанием MP3-файлов из тридатидолларовых колонок. Но вот это «почти» и портит всю идиллию. Чего-то не хватает в этом препарированном звуке…

Может, помните — очень уважаемая мной фирма Pioneer, производитель недорогой Hi-Fi-аудиоаппаратуры, пытаясь избавиться от неприятных цифровых искажений, разработала для своих проигрывателей компакт-дисков систему, называемую «Legato Link Conversion», которая хитрым образом восстанавливала срезаемые при кодировке звука высокочастотные гармоники. По замыслу создателей этой системы, звук, прошедший такое «восстановление», должен был стать более натуральным и даже более близким к оригиналу. Конечно, настоящий аудиофил скорее удавится на графитовом кабеле, чем будет слушать музыку, частично придуманную какой-то там микросхемой. Для таких людей простой регулятор тембра — самое главное зло на пути любимой симфонии к сердцу слушателя. Но многие рядовые потребители остались довольны — звук действительно, по их мнению, становился заметно «прозрачнее» и естественнее (всё-таки у Hi-End и Hi-Fi несколько разные подходы к звуку).

Почему бы не сделать что-то похожее и для MP3? Вернём урезанному до невозможности звуковому потоку то, что потеряно, обсчитав предварительно недостающие гармоники на компьютере — вот ведь он, под рукой, хватило бы только мощности и оперативки. Никто не спорит, что восстановить в точности исходную звуковую волну не удастся, но некоторые искажения звукового сигнала DSP-процессорами действительно улучшают субъективное восприятие музыки большинством неискушенных слушателей — даже примитивные эффекты типа реверберации или эха добавляют «воздуха» копеечным колонкам.

Такое вполне возможно, мало того, такое уже давно сделано! Благодаря всемирно известному и суперпопулярному проигрывателю звуковых файлов WinAmp. Создатели этой программы, одни из первых, предусмотрели гениальную функцию расширения возможностей проигрывателя с помощью так называемых плагинов — небольших файлов-дополнений, обычно просто помещаемых при их инсталляции в специальную поддиректорию WinAmp. История проигрывателя уже довольно долгая, а распространённость его среди любителей наживать геморрой, просиживая часами за «кваком» — просто фантастическая. Поэтому и плагинов написано уже невероятное количество и не только для формата MP3, причём создают их часто малоизвестные разработчики или вообще одиночки-программисты. Выбрать среди всего этого многообразия есть что — интересного не особенно много, но тем оно и ценно!

Power Technology DFX [1]

DFX — один из самых лучших (если не лучший!) и популярных плагинов — улучшателей звука. В списке «Plug-ins» на сайте WinAmp он стоит на первом месте и имеет наивысший рейтинг. Очень радует, что предназначен он не только для WinAmp: вниманием разработчиков не обойдены и такие популярные проигрыватели, как RealPlayer, RealJukebox, Sonique и MediaJukebox.

После инсталляции DFX рядом с окошком плеера появляется совершенно не соответствующая дизайну WinAmp, неказистая синяя панель с четырьмя движками-регуляторами и несколькими кнопками. Сразу же задаёшься вопросом — неужели хотя бы размеры простого, как лопата, интерфейса программисты не догадались подогнать к размерам окон WinAmp? Но стоит только нажать «Play», как забываешь обо всех его недоработках — звук преображается невероятно! Через несколько минут знакомства с DFX становится неприятно слушать музыку без этого процессора, и удивляешься: как же я раньше терпел этот плоский, невыразительный MP3?

DFX заметно расширяет динамический диапазон сигнала — даже самые примитивнейшие колонки начинают звучать по-новому, и вы вдруг обнаруживаете в знакомых мелодиях не замечаемые ранее инструменты и спецэффекты. Отвечает за этот результат движок «Dynamic Boost» — исходя из характеристик помещения, в котором стоит компьютер, громкости прослушивания и качества аудио-тракта вы без особого труда выберете подходящую степень «динамизации» сигнала, добавив жизни самым «дубовым» колонкам. Помимо этого, имеется возможность расширения стереобазы «3D-Surround» — согласитесь, очень полезная функция не только для несчастных владельцев так называемых мультимедийных мониторов, где динамики расположены в 40 сантиметрах друг от друга, и о стереоэффектах почти не идёт речи, но и для тех, у кого небольшие колонки стоят на столе — расстояние между ними обычно не намного больше. Если «3D-Surround» как бы раздвигает динамики, то эффект с не очень удачным названием «Ambience» отодвигает их от слушателя и даже раздвигает границы вашей комнаты, наполняя её пространством и лёгким эхом. Манипулируя регуляторами и закрыв глаза, чтобы не видеть пластмассовый дребезжащий корпус китайских колонок, можно, с некоторым усилием, правда, представить себя в большом концертном зале. Разумеется, чем лучше аппаратура, тем меньшее требуется вмешательство со стороны плагина.

И, наконец, последний движок — «Fidelity» — как раз больше всего соответствует упомянутой системе «Legato Link», так как отвечает за степень восстановления утраченных при компрессии гармоник. Особенно ярко это проявляется на примере высокочастотных составляющих сигнала — то, что получается на выходе, гораздо приятнее для уха, нежели попытки добавить «верхов», напрочь отсутствующих в большинстве записей, стандартным эквалайзером. Простой регулировкой тембра только сплошное шипение и получишь — высокие частоты-то были удалены при компрессии, как не слышимые большинством народонаселения, а DFX сам сгенерирует исходя из того, что ещё сохранилось, недостающие гармоники.

Можно спорить, насколько все эти манипуляции со звуком его улучшают или искажают, но то, что обработанная DFX фонограмма ничуть не хуже того, что получается при преобразовании звуковой дорожки в MP3 — это точно! А уж если сравнить с Real Audio… Рассуждать на тему — что лучше: удалить якобы не слышимые составляющие или добавить субъективно недостающие частоты, наверное, то же самое, что спрашивать, кто появился раньше — курица или яйцо?

Очень удобно, что помимо нескольких уже готовых настроек программы вы сами можете создавать новые профили в соответствии с той музыкой, которую предпочитаете слушать, и с имеющимися возможностями компьютера и его аудио-системы. Обработке подвергается не только формат MP3, но и любой другой файл, воспроизводимый проигрывателем, но тут уже вам решать — лучше становится звук или хуже, хотя в подавляющем большинстве случаев DFX благотворно влияет на естественность звучания недорогих компьютерных колонок.

Самый главный (да, наверное, и единственный) недостаток плагина — то, что он платный. Разработчики хорошо знают ему цену, а потому и не стесняются брать за него деньги. В «шароварном» варианте недоступна функция «3D-Surround», и ваши нервы постоянно терзает напоминание иметь совесть и оплатить труд программистов. Впрочем, хорошо зная состояние дел в России с международными кредитными карточками и благосостоянием народа (а также с умением находить «кряки» в интернете), я думаю, это не станет большим препятствием на пути использования этого отличного дополнения к бесплатному (!!!) Winamp.

Конкуренты DFX

О качестве DFX ещё раз вспоминаешь, когда знакомишься с другими аналогичными дополнениями — в основной своей массе, плагины, относящиеся к категории «DSP/Effect Plug-ins», — бледное подобие DFX. Так, например, назначение Wave Arts WaveSurround Plugin [2], стоящего всего на пару строчек ниже в рейтинге, — расширение стереобазы, усиление басов и реверберация. Практически всё это делает и DFX, при этом качество обработки сигнала у него несравнимо выше. Так что, кроме симпатичной демонстрации плавной регулировки ширины звуковой сцены, WaveSurround Plugin ничего ценного не даёт, хотя его авторы тоже не прочь поиметь с нас 10 долларов, действительно полновесных, в отличие от не так давно очень активно рекламируемой нашим телевидением (грустно становится, когда видишь, как нас пытаются оболванивать) копейки. Более интересен DeFX plug-in [3], вернее даже одна его функция, «VOICE REMOVAL», вырезающая голос певца из фонограммы. К улучшению звука она отношения, конечно, не имеет, но зато есть шанс попробовать свои силы в караоке — вдруг новый Кобзон затаился в глубине души?

Самый приятный интерфейс у плагина Wide & Dynamics [4], очень напоминающий не то панель микшерского пульта, не то «морду» Hi-Fi-усилителя с модными стрелочными индикаторами. Даже шурупы нарисованы! Функции у него почти все те же, что и у DFX, но вот только эффект заметен на слух только от регулятора стереобазы — видимо, это запрограммировать попроще.

Плагин Qsound [5], тоже, кстати, стоящий рядом c DFX по популярности, к сожалению, ничего выдающегося не делает, кроме создания виртуальной трёхмерности звучания, достигаемого опять-таки давно известными способами расширения стереобазы, работающими сейчас даже на многих переносных магнитолах-мыльницах. Да, пожалуй, нет большого смысла искать программный DSP-процессор, заменяющий DFX — от добра добра не ищут.

«Железные» плагины

Следующая категория дополнений опирается в своей работе по изменению звучания WinAmp не на программную обработку звука, а на имеющееся в наличии железо. A3D Output plugin [6] обращается напрямую к звуковым картам, поддерживающим технологию Aureal A3D 2.0 или 3.0, формируя объёмную звуковую картину и раскрашивая её всевозможными эффектами. Это, наверное, один из самых настраиваемых плагинов — регулировке поддается почти всё, вплоть до расстояния в метрах от источника звука. Использовать заложенные в аппаратном обеспечении функции, безусловно, гораздо выгоднее — и на процессор нагрузка меньше, и качество реализации того или иного эффекта зачастую получше.

Очень интересен AWEamp Output Plugin [7], работающий уже с MIDI-интерфейсом плат типа AWE32/64. И хотя улучшать качество воспроизведения MIDI он не претендует, да это было бы и лишнее, но вот настроить идеально целую кучу параметров, отсутствующих в панелях управления самих этих звуковых карт, вы сможете. Одних только «пресетов» режимов «Chorus» и «Reverberation» около пятидесяти.

Но для большинства пользователей гораздо более полезен будет плагин CD-reader [8], который восполняет отсутствующий в Windows 98 режим воспроизведения аудио компакт-дисков в цифровой форме, когда данные с CD-ROM проходят в звуковую карту через весь компьютер не по поганенькому, слабо экранированному кабелю непонятного происхождения, а передаются прямо по шине PCI (или ISA) в цифровой форме. Благодаря тому, что цифро-аналоговое преобразование осуществляется практически на выходе ПК — в звуковой карте, помех в сигнале становится на порядок меньше, да и появляется возможность обрабатывать непосредственно цифровой поток программными или аппаратными эквалайзерами, регуляторами тембра, не внося при этом лишние искажения. В Windows ME и Windows 2000 такая функция уже заложена, но, к сожалению, на системном уровне она не всегда работает — часто всё зависит от драйвера звуковой карты. А вот используя WinAmp, вы обойдёте это ограничение и получите с CD-ROM максимально возможное для этого устройства качество воспроизведения аудио-дисков, не ограниченное низкокачественным соединительным кабелем. Не менее приятно, что плагин умеет находить в интернете, пользуясь общепринятой базой данных CDDB, названия дисков и композиций. Есть только одна сложность в настройке CD Reader — при первом запуске он обычно не хочет работать, так как установки по умолчанию не соответствуют многим приводам компакт-дисков. Если вы столкнётесь с такой же проблемой, то в опциях программы уменьшите сначала до минимума буфер CD-ROM (обычно достаточно выставить 2 сектора) и поэкспериментируйте с другими опциями — например, интерфейс, скорее всего, надо будет выбрать ASPI.

Список плагинов к WinAmp не заканчивается одними DSP-процессорами и средствами вывода звука через специфическое оборудование. Благодаря предусмотрительно заложенным в эту программу возможностям расширения, WinAmp почти не ограничен в восприятии самых разнообразных форматов аудио-файлов — на большинство стандартов, не встроенных в него изначально, существует свой плагин, начиная с RealAudio и заканчивая даже видео-форматами. На сайте www.winamp.com [9] вы найдете всё, чтобы превратить плеер ещё и в видеопроигрыватель. А уж визуальных эффектов там целая свалка — хоть цветомузыку устраивай, хоть пляшущую куклу рассматривай при прослушивании любимой «Гражданской Обороны». О самом же полезном, что вполне даст второе дыхание компьютерной аудио-системе, мне кажется, я вам рассказал.




Темы